ГлавнаяНа каждый день29 марта. Великий понедельник

29 марта. Великий понедельник

События дня:

- Воспоминания о праведном Иосифе прекрасном, сыне Иакова и Рахили.

(Бытие глава 37).

- Иссушение бесплодной смоковницы.

 (Евангелие от Матфея глава 21, стихи 18-22. Евангелие от Марка глава 11, стихи 12-14 и 29-26).

- Изгнание торгующих из храма.

(Евангелие от Матфея глава 21, стихи 12-13)

Основная мысль дня:

Жизнь Иосифа- любимого сына Иакова, преданного своими братьями, много и безропотно претерпевшего в рабстве, явившего пример нравственной чистоты и ставшего спасителем своего народа, прообразует земную жизнь Иисуса Христа, который является возлюбленным Сыном Бога Отца. Посланного в земное изгнание, уничижившего Себя принятием «образа раба», преданного Иудой, пострадавшего до смерти крестной Он стал Спасителем человечества.

Бесплодная смоковница, которую иссушил Христос, есть образ человеческой души не приносящей плода покаяния, которую постигнет та же участь, что и смоковницу.

В Богослужении этого дня Церковь приглашает сопутствовать Христу, созерцать Его страдания в ветхозаветном прообразе праведного Иосифа, который по зависти братьев был невинно продан и унижен.

Утреннее богослужение в этот день состоит из Утрени, Первого Третьего, Шестого и Девятого Часа, Изобразительных, Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров.

Вечернее богослужение состоит из Великого повечерия.

Облачение черного цвета.

На Утрени поется «велегласно со сладкопением»

Тропарь дня:

Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготишася, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Вот в полуночи является Жених (образ Христа из притчи о 10 девах) и блаженство будет тому рабу, которого увидит бодрствующего (т.е. готового к встречи с Ним). Недостойным окажется тот, которого увидит в унынии (забывшего о Боге и предающегося греху). Воздержись моя душа от забвения, чтобы не быть тебе изгнанной из Царства и переданной на смерть, но воспрянь и обратись со словами: Свят, Свят, Свят есть Бог, Богородицей помилуй нас.

Кондак:

 Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем: Египтянине бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от ведущаго человеческие сердца, и посылающаго венец нетленный.

Светилен:

Чертог твой вижу спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея светодавче, и спаси мя.

Этот светилен поется в конце Утрени посреди церкви в первые три дня Страстной седмицы, трижды и, как написано в уставе, «косно и со сладкопением».

 

В первые три дня страстной седмицы на часах прочитывается все Четвероевангелие (4 евангелия от Матфея, Марка, Луки, а Евангелие от Иоанна прочитывается до начала Страданий Христовых).

На 3 часе священник выносит святое Евангелие на середину церкви в предшествии двух свещеносцев и кладет его на украшенный анлой.

 

На 6 часе читается отрывок из книги пророка Иезекииля, о его таинственных видениях, предвозвестивших об основании Христом на земле Его Церкви.

 

На литургии Преждеосвященных Даров читается отрывок из 24 главы евангелия от Матфея, в котором Церковь напоминает судьбу богоотступного народа и кончину мира, как это изобразил Сам Иисус.

В конце литургии священник произносит особенный отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, милитвами Пречистыя Богородицы помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».