ГлавнаяНа каждый день30 марта. Великий вторник

30 марта. Великий вторник

События дня:

— Воспоминание притчи Иисуса Христа о десяти девах.

(Евангелие от Матфея глава 25)

— Обличение иудейских начальников и поучения Господа в храме (Евангелие от Матфея глава 21, стих 23 по 23 главу стих 39). Евангелие от Марка глава 11, стих 27 по 12 главу стих 40).

— Воспоминания о жертве бедной вдовы.

 (Евангелие от Марка глава12 стихи 41-44)

— Речь Иисуса Христа перед Эллинами и Иудеями.

 (Евангелие от Иоанна глава 12 стихи 20-50)

— Пророчества и притчи Иисуса Христа о Иерусалиме и о втором пришествии.

 (Евангелие от Матфея глава 24)

Основная мысль дня:

В воспоминании притчи о десяти девах Церковь призывает нас к духовной бодрости и нравственному совершенству.

 

В Богослужении этого дня Церковь предлагает нам чтение книги Исхода посвященное воспоминанию бедственного положения Иудейского народа в Египетском рабстве, из которого тот народ был избавлен того, как вкусил агнца- прообраз Пасхи. Этим воспоминанием Церковь говорит, что гораздо тяжелее Египетского рабства рабство греху и дьяволу, от которого мы избавлены через новую Пасху Самим Христом, пострадавшим за нас. 

Утреннее богослужение в этот день состоит из Утрени, Первого Третьего, Шестого и Девятого Часа, Изобразительных, Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров.

Вечером совершается последний раз великопостное Великое повечерие.

Облачение черного цвета.

На Утрени поется тот же, что и в понедельник

Тропарь дня:

Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготишася, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Вот в полуночи является жених (образ Христа из притчи о 10 девах) и блаженство будет тому рабу, которого увидит бодрствующего (т.е. готового к встречи с Ним). Недостойным окажется тот, которого увидит в унынии (забывшего о Боге и предающегося греху). Воздержись моя душа от забвения, чтобы не быть тебе изгнанной из Царства и переданной на смерть, но воспрянь и обратись со словами: Свят, Свят, Свят есть Бог, Богородицей помилуй нас.

Кондак: Час, душе, конца помысливши, и посечение смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбиво делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Душа, вспомни час конца жизни и убойся быть срубленной смоковницей, трудись над преумножением данного тебе таланта в бодрости и взывай: Да не лишимся чертога Христова.

Светилен:

Чертог твой вижу спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея светодавче, и спаси мя.

Этот светилен поется посреди церкви трижды и, как написано в уставе, «косно и со сладкопением».

 

На часах читается Четвероевангелие (4 евангелия от Матфея, Марка, Луки, а Евангелие от Иоанна прочитывается до начала Страданий Христовых). На 3 часе священник выносит святое Евангелие на середину церкви в предшествии двух свещеносцев и кладет его на украшенный анлой.

На литургии Преждеосвященных Даров читается отрывок евангелия от Матфея с 24 главы 36 стиха по 26 главу 2 стиха. В евангелии говорится о пришествии Сына Человеческого, а также притчи о неверных рабах, мудрых и неразумных девах, о талантах, о грядущем Суде и заканчивается приближением часа страдания и заговоре против Христа.

 

На 6 часе читается отрывок из книги пророка Иезекииля, о его таинственных видениях, предвозвестивших об основании Христом на земле Его Церкви.

 

На литургии Преждеосвященных Даров читается отрывок из 24 главы евангелия от Матфея, в котором Церковь напоминает судьбу богоотступного народа и кончину мира, как это изобразил Сам Иисус.

В конце литургии священник произносит особенный отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, милитвами Пречистыя Богородицы помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».