ГлавнаяНа каждый день31 марта. Великая среда

31 марта. Великая среда

События дня:

— Пребывание Иисуса Христа в Вифании.

 (Евангелие от Матфея глава 26, стихи 1-2, 6-13. Евангелие от Марка глава 14, стихи 3-9).

— Заговор иудеев и предательство Иуды.

 (Евангелие от Матфея глава 26, стихи 3-3, 14-16. Евангелие от Марка глава 14, стихи 1-2, 10-11. Евангелие от Луки глава 22, стихи 1-6)

Ночь под среду Господь провел в Вифании в доме прокаженного Симона. В эту ночь состоялся совет старейшин, на котором было решено взять хитростью Иисуса Христа и убить Его. А в это время в доме Симона некая грешница взяла миро (благовонное масло) и возлила его на голову Христа, приготовив, как сказал об этом Сам Христос, Его к погребению.

Основная мысль дня:

«Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воли тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их сделаться добрыми. Если же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает».

«Исполнилось то, что Христос предсказал о грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене, хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедовал? Сила Того, Кто это предсказал! Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилось. И Персы и Индийцы и Скифы и Фракиане и Сарматы и поколение Мавров и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена грешница тайно в доме». Св. Иоанн Златоуст.

В Великую среду Богослужения совершаются по тому же порядку, как и в первые два дня Страстной седмицы.

Утреннее богослужение в этот день состоит из Утрени, Первого Третьего, Шестого и Девятого Часа, Изобразительных, Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров.

Облачение черного цвета.

На Утрени поется «велегласно со сладкопением»

Тропарь дня:

Се жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготишася, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Вот в полуночи является жених (образ Христа из притчи о 10 девах) и блаженство будет тому рабу, которого увидит бодрствующего (т.е. готового к встречи с Ним). Недостойным окажется тот, которого увидит в унынии (забывшего о Боге и предающегося греху). Воздержись моя душа от забвения, чтобы не быть тебе изгнанной из Царства и переданной на смерть, но воспрянь и обратись со словами: Свят, Свят, Свят есть Бог, Богородицей помилуй нас.

Кондак:

Паче блудницы, Блаже, беззаконовав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистые Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу ти: Спасе, от скверных дел моих избави мя.

Блаже (обращение к Богу), больше блудницы предавался я беззаконию и никогда не сожалел перед Тобой, но в молчании, молясь, припадаю к Тебе и с любовью целую Твои пречистые ноги, в надежде что Ты Владыка подашь мне прощение моих грехов о прошу: Спаситель мой, избавь меня от скверных дел.

Светилен:

Чертог твой вижу спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея светодавче, и спаси мя.

Этот светилен поется посреди церкви в первые три дня Страстной седмицы, трижды и, как написано в уставе, «косно и со сладкопением».

 

На часах заканчивается читается Четвероевангелия (4 евангелия от Матфея, Марка, Луки, евангелие от Иоанна прочитывается до начала Страданий Христовых). На 3 часе священник выносит святое Евангелие на середину церкви в предшествии двух свещеносцев и кладет его на украшенный анлой.

 

На изобразительных, после отпуста, совершается чин прощения.

На вечерне читается отрывок из книги Иова, в котором вспоминается безропотное перенесение тяжелых бед и испытаний посланных Иову по воле Отца Небесного которое является прообразом страданий Христа за наши грехи и дает нам урок несения наших скорбей.

В Великую среду в последний раз совершается литургия Преждеосвященных Даров читается отрывок из 26 главы евангелия от Матфея, в котором говориться о возливании мира грешницей и предательство Иуды.

После пения хором «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина, после которой прекращаются все земные поклоны до дня Святой Троицы, кроме поклонов у Святой Плащаницы.

В конце литургии священник произносит особенный отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, милитвами Пречистыя Богородицы помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Вечером в этот день совершается Малое повечерие и таинство исповеди, для тех, кто будет причащаться в Великий Четверг.