ГлавнаяНа каждый день2 апреля. Великая пятница

2 апреля. Великая пятница

События дня:

-Взятие Иисуса Христа под стражу.

 ( Мф.26, 47-56. Мк. 14, 43-52. Лк.22, 47-53. Ин. 18,2-12)

-Допрос Иисуса Христа у первосвященника Анны.

 (Ин.18,13, 19-24)

-Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы.

 (Мф.26, 57-68. Мк.14,53-65. Лк.22,54,63-65)

-Отречение Петра.

 (Мф.26,58,69-75. Мк.14.54, 66-72. Лк.22, 54-62. Ин.18 15-18, 25-27.)

-Приговор Синедриона.

 (Мф.27.1. Мк.15.1. Лк. 22, 66-71)

-Смерть Иуды.

(Мф.27.3-10)

-Иисус Христос у Пилата.

(Мф.27.2-31. Мк.15.1-20. Лк.23, 1-25. Ин. 18.28-19,16)

-Крестный путь и Голгофа.

(Мф.27,31-56. Мк.15, 20-41. Лк.23,26-49. Ин.19, 16-37)

-Погребение Иисуса Христа.

(Мф.27,57-66. Мк.15,42-47. Лк.23, 50-56. Ин.19,38-42).

 

 Основная мысль дня:

Каждый час это дня есть новый подвиг искупительных страданий Спасителя и отголосок этих страданий слышится в каждом слове Богослужения. Святая Церковь раскрывает перед глазами верующих полную картину спасительных страданий Господа, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду до распятия на Голгофе. Перенося нас мысленно через два тысячелетия назад Церковь подводит нас к самому подножию креста Христова на Голгофе и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

В этот день по уставу совершается строгий пост. Со времен свв. Апостолов верующие в этот день ничего не ели, только пили воду, ради скорби этого дня.

Богослужение Великой Пятницы начинается накануне, вечером Великого Четверга, когда совершается чтение 12-ти Евангелий Страданий нашего Господа Иисуса Христа.

На середину храма выносится Распятие Христово. Священнослужители облачившись в черные облачения выносят Евангелие на середину храма перед Распятием и остаются там до окончания чтения последнего Евангелия.

 На Утрени, с необыкновенной трогательностью, поется

Тропарь дня:

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает; виждь имений рачителю, сих ради удавление употребиша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Когда славные ученики просвещались на вечери после умовения ног, тогда злочестивый Иуда заболев сребролюбием помрачился умом и беззаконным судьями предает Тебя- Праведного Судью. Смотри, разоритель духовного имения, он из-за этого применяет самоповешение, убегай от ненасытства души, дерзнувший сделать так с Учителем. Ты Который о всех имеешь благое попечение- Господь, Слава Тебе.

 

Во время начала чтения каждого Евангелия все люди зажигают свечи и по окончании чтения их гасят.

Перед началом чтения каждого из 12-ти Евангелий звонарь ударяет в самый большой колокол. Перед первым Евангелием один раз, перед вторым два раза и т.д. перед 12-м двенадцать раз.

После 5-го Евангелия хор выйдя на середину храма. Перед образом Распятия проникновенно поет антифон: «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, иже ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим Христе, покланяемся Страстем Твоим Христе, покланяемся Страстем Твоим Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение».

Сегодня висит (распятый) на деревянном кресте Тот, Кто создал Землю («на водах землю повесивый»- взято из книги Бытия о Сотворении Мира); терновым венцом коронуется Тот, Кто является Царем ангельского Небесного мира; ложной багряницей (багряная царская одежда) покрывается Тот Кто небо покрыл Землю (при ее создании) небесными облаками; издевательство принимает Тот Кто освободил человеческий род от дьявольского издевательства; гвоздями прибивается Основатель Церкви, копьем пронизывается Сын Девы (т.е. Явившийся на землю в образе человека для спасения людей).

Поклоняемся Страданиям Твоим Христе!

Поклоняемся Страданиям Твоим Христе!

Поклоняемся Страданиям Твоим Христе!

Покажи нам (т.е. сподоби нас увидеть) и Славное Твое Воскресение!

Так же поется и седален: «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси Человеколюбче, Спасе наш, слава Тебе».

Ты искупил нас от проклятия, которое мы заслужили Твоей Честной кровью, принял распятие на кресте и прободение в ребра копьем источив для нас бессмертие Человеколюбец и Спаситель наш слава Тебе!

После 6-го Евангелия необыкновенно звучит скорбный прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий».

После прочтения 8-го Евангелия умилительно поется светилен: «Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси Господи, и мене Древом крестным просвети, и спаси мя».

После прочтения всех 12-ти Евангелий раздается краткий звон во все колокола.

Утром в Великую пятницу совершаются Царские Часы перед Распятием на середине храма.

На 1-ом Часе во втором и двадцать первом псалмах пророчески изображаются восстания земных князей на Спасителя и Его Крестные страдания. В паремии пророк Захария предвозвещает об утверждении Нового Завета, запечатленного Крестом и о предательстве Иуды. В Апостольском чтении прославляется Крест Христов как величайшая сила и слава христианина.

На 3-м Часе в тридцать четвертом и сто восьмом псалмах пророчествуется о неправедном суде над Спасителем и гибели Иуды предателя. В паремиях пророк Исаия пророчески изображает Праведника, Который безропотно и беспрекословно идет на вольную смерть и страдания. В чтении Апостола раскрывается причина, цель и плоды крестной смерти Сына Божия.

На 6-м Часе в пятьдесят третьем и сто тридцать девятом псалмах пророчествуется о крестных страданиях и молитве Спасителя. В паремии пророк Исаия пророчески описывает крайнее унижения Великого Сына Человеческого за наши беззакония. Апостол Павел раскрывает нам тайну воплощения Сына Божия.

На 9-м Часе в шестьдесят восьмом и шестьдесят девятом псалмах пророчески изображаются действия распинателей и молитва Спасителя. Апостол указывает обновленный Кровью Христовой и открытый путь в Рай.

На всех Часах читаются евангелия Христовых Страданий.

Днем совершается Вечерня, после которой на середину храма, там, где стояло Распятие, священники выносят святую Плащаницу и полагают ее на гробницу украшенную живыми цветами, которые приносят верующие.

Вечером совершается Утреня с чином погребения, которая относится к Великой субботе.