ГлавнаяНа каждый день3 апреля. Великая суббота

3 апреля. Великая суббота

Кроме строгого поста этот день отличается особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни. В этот день Христос, умерший во плоти, сходит в ад, чтобы всех из него вывести!

Святая Четыредесятница превосходит по своему величию все дни в году. Но больше Четыредесятницы Страстная седмица, а больше Страстной седмицы Великая суббота! (Синаксарь).

 

События дня:

-Пребывание Иисуса Христа телом во гробе и Его сошествие в ад.

-Введение в Рай благоразумного разбойника.

-Мария Магдалина и другая Мария вечером идут смотреть гроб Спасителя.

Основная мысль дня сказана в тропаре:

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувимы и шестокрилатии серафими, лица закрывающее и вопиюще аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Да молчит каждый плотской человек и со страхом и трепетом стоит не думая ни о чем земном, потому что Царь, который над всеми земными царями и правителями Господь приходит на добровольную смерть и дает возможность всем верным Ему по сову и делу быть причастниками Его Тела и Крови (в таинстве Евхаристии). Он идет в предшествии всех ангельских чинов, которые не смеют на Него смотреть и закрывают свои лица и только поют: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Эта песнь поется в Великую субботу на литургии вместо «Херувимской».

 

Утреня Великой субботы с Чином погребения, совершается вечером в Великую пятницу (так как по церковному календарю день начинается с вечера). Священнослужители выходят из алтаря ко святой Плащанице (Плащаница- большое изображение лежащего во весь рост Иисуса Христа, в том виде как Он был снят с креста и положен в гроб. ) и совершают каждение во время которого все стоящие в храме зажигаю свои свечи. Хор умилительно поют трогательные тропари:

Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею обвив, и вонями во гробе нове закрыв положи.

Мироносицам женам представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

Благообразный Иосиф, сняв с древа (деревянный крест, на котором был распят Христос) Твое Пречистое Тело и помазав Его благовонными маслами обвив плащаницей в новом гробе положил.

Женам Мироносицам предстал ангел со словами: миро (масло для погребения) нужно для мертвых, а Христу истление (т.е. разложение умершего тела) чуждо.

После пения тропаря священнослужители начинают совершать погребальное пение, перед святой Плащаницей, которое состоит из статей пророчески изображающих земную жизнь Спасителя, Его страдания и погребение и содержат в себе дивное соединение догматических созерцаний и сердечных чувств печали и радости.

После этого поется канон Великой субботы- одно из самых дивных и прекрасных творений церковной христианской поэзии. Канон отличается силой чувства и глубиной догматического содержания. Первые четыре ирмоса канона написала инокиня Кассия в Византии при императоре Феофиле, а тропари к ним написал Марк, епископ Идрунский. Остальную часть канона составил св. Косьма Маюмский.

(Канон- означает основу, правило. Канон, который совершается за богослужением на Утрени, появился в 8 веке благодаря св. Иоанну Дамаскину, составителю церковных канонов. По своему внешнему составу канон делится на 9 частей- песней, заключающих в себе по одному ирмосу и нескольких тропарей. В праздничные дни 2-я песнь пропускается ввиду того что содержит в себе характер раскаяния и сердечной скорби. Канон представляет из себя прозаическую или стихотворную форму. Каждый канон по своему содержанию выражает суть события или праздника).

После пения канона совершается Великое славословие и шествие с плащаницей вокруг храма. В завершении читается паремия пророка Иезекииля, послание апостола Павла и евангелие от Матфея.

После чтения евангелия все прикладываются к святой Плащанице и читается 1-й Час.

 

В Великую субботу рано утром совершается 3-й, 6-й и 9-й Часы.

Затем Вечерня с чтением 15-ти пророческих паремий. В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы, относящиеся к лицу Иисуса Христа, искупившего нас от греха и смерти Своей крестной смертью и увенчавшего великое дело искупления Своим Воскресением.

Вечерня переходит в литургию. Хор поет «Елицы во Христа крестистеся» читается послание апостола Павла, после которого чтец громко возглашает: «Воскресни Боже» и в это время наступает в храме самый торжественный момент все черные облачения меняются на белые как символ Воскресения. Далее читается евангельское благовествование о воскресении Христовом.

Вместо херувимской песни поется песнь «Да молчит всяка плоть» (см. выше).

После заамвонной молитвы священник на солее перед алтарем совершает освящение хлеба и вина, которое пошло еще от апостолов как поминальная трапеза о Христе.

В этот день во всех храмах, по благословению святейшего патриарха Кирилла, будет совершаться

Молитва о мире на Святой Земле:

 

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крест претерпевый и смерть, спасения ради рода человеческаго, во ад сошедый, тридневное погребение приемый, смерть поправый, диавола упразднивый и разрушивый вражды средостение, приими молитву смиренных раб Твоих, купно с Давидом псалмопевцем Тебе вопиющих о мире Святаго Сиона, Престола Царя Великаго, Матере Церквей, Преславнаго Иерусалима.

Мир даровавый роду человеческому, угаси всяку распрю и раздоры во Святей Земли, умири злобу враждующих, благослови притекающих ныне ко Гробу Твоему Живоприемному, и нас тому мысленно поклоняющихся, исходящим от сего светом Лица Твоего озари.

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою воспламеняеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего.

Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 

После проповеди священники начинают освящение куличей, пасох и крашеных яиц.

Будьте внимательны христиане, чтобы этот святой день великого нашего искупления не превратился для вас в шумный балаган.

С вечера начинается чтение деяний апостола Павла в предвкушения Светлого дня. Деяние апостола Павла могут читать все желающие, по очереди сменяя друг друга.