ГлавнаяНа каждый день4 апреля. Пасха

4 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

Явление ангела, отвалившего огромный камень от гроба, в котором было положено тело Иисуса Христа, сопровождалось сильным землетрясением, от которого разбежались испугавшиеся воины- стражники. Сам момент воскресения Христова не описан евангелистами, но только свидетельство ангела и явление Самого Воскресшего Иисуса Христа. В первый день после субботы рано утром Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили благовонное масло (миро), чтобы помазать тело Иисуса, как это положено по восточному обычаю. По дороге к гробовой пещере они задавались вопросом «Кто отвалит нам камень от гроба»?- поскольку он был очень большой. Подойдя, они увидели, что камень уже отвален, а в гробовой пещере сидит ангел в виде юноши в белой одежде, который им сказал: «Не бойтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его здесь нет». Итак, женщины, вошедшие в историю как жены-мироносицы, становятся первыми, кто принял весть о воскресении Христовом. Явление воскресшего Господа так же было в первую очередь Марии Магдалине и другим мироносицам. В чем же заключается такая тайна? «Жена (женщина) из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого воскресшего Господа услышала первая радостную весть, дабы чья рука растворила смертное питие, та же самая и подала чашу жизни»- говорит святитель Григорий Богослов.

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времени воскресения Христова торжеством апостолов, которые и заповедали праздновать его всем верующим. На первом Вселенском Соборе в 325 году состоялось постановление праздновать Пасху в первое воскресение пасхального полнолуния, чтобы Пасха христианская праздновалась всегда после иудейской. На шестом Вселенском Соборе было утверждено начинать празднование Пасхи в полночь, после Великой субботы.


В Богослуженияхсвятой Пасхи воспевается победа воскресшего Господа нашего Иисуса Христа над врагом нашего спасения и дарования нам вечной жизни. Все богослужения и обряды Пасхи торжественны и проникнуты чувством радости о воскресшем Господе. Сила благодати Божией за пасхальным Богослужением наполняет душу христианина неизъяснимым умилением, тихим счастьем, высоким блаженством пламенной любви к Богу и всем людям- братьям о Христе. С субботы на воскресенье, около 12 часов ночи в храмах совершается полунощница, после которой священнослужители уносят в алтарь святую плащаницу и кладут ее на престол, где она лежит до праздника Вознесения Господня. Ближе к полуночи священнослужители тихо в алтаре начинают петь стихиру:

Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы воспевают в небесах, и нас живущих не земле, сподобь чистым сердцем славить Тебя.

Затем эту стихиру подхватывает хор и весь народ и начинается Крестный ход. Священнослужители облачаются в самые светлые и праздничные облачения, настоятель берет в руки трехсвечник и впредшествие диакона с кадилом выходят из храма. Народ шествует за священником символизируя детей Адама, которые стремятся к Новому Адаму- воскресшему Христу, чтобы услышать радостную весть о Его восстании из мертвых. Обойдя вокруг храма, священнослужители становятся напротив входных дверей, которые запираются. Настоятель говорит возглас и начинается Утреня. И вот звучит долгожданный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскрес из мертвых, поправ (уничтожив) своею смертью смерть человеческую и всем находящимся в аду подарил вечную жизнь.

Настоятель радостно возвещает о воскресении Иисуса Христа: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! И народ радостно отвечает: ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Затем двери храма раскрываются, символизируя открытие дверей рая для верных христиан, те узкие врата, которыми надлежит всем нам войти в Его Царство. Раздается пасхальный звон во все колокола. Далее начинается пение пасхального канона. Канон святой Пасхи это выдающееся произведение церковной словесности не только во внешней красоте слов, но и по возвышенному духовному внутреннему содержанию. Кроме глубокого догматического смысла канон имеет и назидательный характер. Он наполнен величественными и сильными образами и выражениями, искусными оборотами речи и сочетанием слов, живыми и быстрыми переходами мыслей. Составил пасхальный канон святой преподобный Иоанн Дамаскин. После каждой песни канона произносится малая ектенья с возглашением священника и совершается каждение, во время которого священники возглашают: Христос воскресе! И люди отвечают: Воистину воскресе! Во многих храмах существует традиция: священник на каждой песни канона переоблачается в разные одежды, символизируя являющегося Господа после Своего воскресения в различных образах.

После пения народом стихир: «Да воскреснет Бог!» читается огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, непревзойденное по глубине мыслей и силе духовного чувства. По окончании Утрени следуют пасхальные часы, которые не читаются, как обычно, а поются хором.Литургия св. Иоанна Златоуста начинается сразу после пения часов. На литургии читается евангелие от Иоанна, глава 1. Стихи 1-17. Есть давняя традиция читать евангелие на разных языках, символизируя проповедь апостолов о Христе по всему миру. После литургии священник совершает чин освящения артоса. Греческое слово «артос» означает хлеб. Историческое происхождение артоса пошло еще от апостолов, которые привыкли вкушать трапезу вместе с воскресшим Христом (Деян.10.40). После вознесения Господа на небо они, помня Его слова: «Аз с вами во вся дни» (Мф. 28.20), ощущали Его невидимое присутствие в своих собраниях, но глазами Его не видели. Для полного ощущения Его присутствия, апостолы во время трапез оставляли место, на котором Он сидел с ними, не занятым, а напротив этого места ставили хлеб. После трапезы они поднимали хлеб и говорили: Христос воскрес! Так же потом поступали и апостольские приемники и их ученики. Кроме того, артос напоминает нам, что Христос есть для нас хлеб жизни. Артос остается на специально приготовленном столе до Светлой субботы (10 марта). Весь день будет звучат радостный колокольный звон. Вечером будет совершаться Великая вечерня, на которое будет звучат великий прокимен: «Кто Бог велий. Яко Бог наш; Ты еси Бог творяй чудеса». И читаться воскресное евангелие от Иоанна (глава 20, стихи 19-25) лицом к народу. После Великой вечерни пройдет традиционное поздравление благочинного церквей Егорьевского округа.

Как себя следует вести.

Если Великий пост был больше дан нам самим для того чтобы каждый мог подумать о внутреннем покаянии и исправлении своей души, то Пасха это время которое обязывает нас к апостольскому подвигу. В эти дни мы должны максимально сконцентрироваться на служении ближнему и внести свою часть в проповедь о воскресшем Христе. Мы должны поделиться радостью о воскресении со всеми ближними. Кроме того христиане должны в дни Пасхи раздавать пасхальные угощения неимущим, сиротам, престарелым, одиноким, больным, заключенным. Если вы не знаете, как это сделать, можете спросить в нашем храме у диакона Дионисия, который вам в этом поможет, или у настоятеля своего прихода, или у любого священника. По христианской традиции во все дни Пасхи принято одеваться в светлые праздничные одежды и со всеми Христосоваться, для этого один говорит: Христос воскрес! А другой отвечает: Воистину воскрес.

Детимогут причаститься в день святой Пасхи на поздней литургии в 10 часов утра, после которой все могут остаться на детский пасхальный праздник.